Этапы работы над статьей
Чтобы статья появилась в публикации, внутри редакции она проходит путь от идеи до вёрстки. На проектах, которые ведет Гладлакс, этот путь выглядит так:
Шаг 1. Главный редактор проекта придумывает тему. Чаще всего главред придумывает сразу несколько тем на месяц вперед, то есть заполняет редакционный план и, если нужно, согласовывает его с клиентом.
Автор получает тему в работу. Иногда тему автору назначает сам главред, иногда авторы распределяют между собой, что кому интересно.
Шаг 2. Автор берет у главреда пояснения по теме. Обычно краткие пояснения есть в редплане, но мы дополнительно проговариваем их голосом, чтобы точно понять, что имеется в виду. Например, в редплане есть тема «Как выбрать кинолога», и автор думает, что в статье должен рассказать, на каких площадках искать специалиста. А главред подразумевал раскрыть идею о методах воспитания собаки, что устарело, а что хорошо работает.
Поэтому авторы, после того, как получили свои темы, в чате просят главреда записать кружочки с пояснениями.
Шаг 3. Два параллельных процесса: автор погружается в тему, а эксперт по экспертам ищет эксперта.
Погружение в тему. Автор читает источники по теме, собирает список терминов, ищет статистику, законы, мнения. Всё это нужно для первого погружения, чтобы понять, какие вопросы готовить эксперту и в какую сторону направлять тему. Этот этап важен, чтобы как можно скорее понять, как развернется тема. Например, может оказаться, что в статье про кинологов мы собирались ругать старую школу, а окажется, что там сделано много важных наработок, которые тоже полезно знать. Если об этом не узнать на этапе подготовки, вопросы эксперту получатся однобокие. | Поиск эксперта. Чаще всего мы пишем статьи с экспертами, и во многих проектах у нас настроена специальная работа по их поиску. Если мы пишем на тему, по которой у нас еще нет теплого контакта с нужным специалистом, то эксперт по экспертам ищет нескольких подходящих людей, связывается с ними и договаривается писать статью. Если у автора уже есть нужный эксперт для статьи, с которым налажен контакт, автор связывается с ним сам. |
Шаг 4. Интервью с экспертом. Мы приходим на интервью подготовленные и не задаем очевидных вопросов, эксперт должен видеть, что мы изучили доступные материалы и сделали всё, чтобы беседа была содержательной.
Очевидные вопросы | Хорошие |
---|---|
Что такое личный бренд и кому он нужен? | Допустим, генеральный директор компании начинает вести канал и писать от своего имени. У него формируется личный бренд. На каком этапе это помогает в продвижении компании? И наоборот, какие есть риски для нее? Что может пойти не так? |
Какие бывают виды кинологов? | Если хозяин с собакой прошел основное обучение, питомец уже многое умеет и предсказуемо себя ведет в большинстве ситуаций, чему можно учиться дальше? И наоборот, как понять, что собака достигла своего потолка, пора принять какие-то ее привычки и перестать тратить нервы на воспитание? |
Вопросы из левой колонки легко задать чату джипити и получить ответы. Задавать их эксперту неуважительно, так мы впустую тратим время прекрасного человека.
И вообще можно не стесняться использовать нейросети, чтобы готовиться к интервью.
Инструкция: Как договариваться с экспертом, писать и согласовывать материалОбязательно запишите разговор, чтобы перейти к следующему шагу.
Шаг 5. Расшифровка записи разговора с экспертом. Если вам нужна расшифровка, можно либо спросить контакт официальной расшифровщицы Гладлакса, либо отдать Люде Сарычевой, и она всё устроит.
Если не нужна, переходим на следующий шаг.
Расшифровки оплачивает бюро.
Шаг 6. Подготовить регламент. Это нужно, чтобы потом не пришлось переделывать интервью целиком. Для регламента необязательно ждать расшифровку, можно составить по горячим следам.
Инструкция: Что такое регламент статьи и как его заполнятьРегламент согласовываем с шеф-редактором или с главным редактором, всё зависит от проекта, а иногда от самой статьи.
Шаг 7. Подготовка текста статьи. Если регламент согласовали, можно готовить текст. Для этого вам понадобится самая большая инструкция бюро обо всех правилах, как и что мы пишем.
Правила работы с текстомВам необязательно знать эти правила наизусть, важно регулярно с ними сверяться и не повторять одни и те же ошибки.
Шаг 8. Сдаем текст на проверку в таком порядке: эксперт → шеф-редактор → главный редактор→ эксперт → корректор → клиент
Логика такая: сначала проверяем качество материала и фактические ошибки, а потом уже текст.
Серым отмечены опциональные этапы. На некоторых проектах главред смотрит все статьи, на других выборочно. Иногда клиенты вообще не проверяют статьи (здоровья этим прекрасным людям), иногда им важно тщательно всё проверить (мы не против и всегда активно помогаем!). Иногда после шефреда и главреда текст меняется и эксперту нужно проверить повторно. В общем, всё по ситуации.
Шаг 9. Отдаем текст на верстку. А потом проверяем опубликованную статью, всё ли с ней в порядке. Если да, обязательно отправляем эксперту ссылку и благодарим.
Шаг 10. Отмечаем в редплане, что статья готова, ставим ссылку на публикацию.